Итоги года российского рынка труда: демография, поведение соискателей и зарплаты
Ситуация в экономике — взгляд Банка России
Ещё весной некоторые эксперты рынка труда рисовали довольно драматические сценарии развития событий в российской экономике. К счастью, эти прогнозы не сбылись — цифры тому подтверждение. Однако общая мировая турбулентность и особое положение дел в России сказываются и на динамике инфляции, и на возможности бизнеса развиваться дальше или хотя бы не сдавать позиций. Для понимания общей ситуации полезно обратиться
Внешний фон
Как отмечает Наталья Данина, главный эксперт hh.ru по рынку труда, руководитель направления клиентской эффективности, последний пункт характерен не только для мирового рынка труда, но и для российского. Спрос на специалистов из разных профессиональных сфер продолжает расти, но соискатели не спешат откликаться на вакансии, которые не соответствуют их ожиданиям.
Российские реалии
Демография, миграция и мобилизация
От общего экономического контекста — к фундаментальным проблемам российского рынка труда. И главной из них остаётся демография.
Второй важный момент — самые многочисленные группы соискателей будут взрослеть. Самое время уже сейчас задуматься, как выстраивать работу с персоналом разного возраста. В особенности с сотрудниками 45+ — средний возраст сотрудников в компаниях неизбежно вырастет.
Что касается молодёжи, то её на рынке труда почти в два раза меньше, чем 10−15 лет назад. Именно поэтому делать ставку исключительно на привлечение молодых специалистов — плохая стратегия для компании без сильного бренда работодателя и суперусловий труда. Основная конкуренция за молодые умы сейчас разворачивается между титанами российского бизнеса. Самое плохое: на горизонте ближайших 10 лет ситуация не улучшится. Если обратиться к графику, можно заметить — ребят в возрасте 10 и 15 лет тоже мало, впрочем, как и детей дошкольного возраста. Так что нашим потомкам предстоит обойти ещё более глубокую демографическую яму.
Также настораживает ситуация в стране с миграцией.
Никто не виноват, но что делать?
Учитывая напряжённость, совет номер один: искоренять все виды дискриминации в компаниях — расширять возрастные и гендерные границы. Судя по данным hh.ru, компании пытаются адаптироваться к текущим реалиям — сдвиги, хоть и небольшие, заметны уже сейчас.
Возраст/период | янв. 2021 | окт. 2022 |
---|---|---|
18−30 | 60% | 56% |
31−40 | 28% | 29% |
41−50 | 9,1% | 11,7% |
51−60 | 2,3% | 3,3% |
61 и старше | 0,2% | 0,4% |
Второй совет — обратить внимание на подростков. Конечно, работать с этой категорией соискателей сложнее всего — сказываются юридические ограничения и нюансы оформления, однако разобраться в них несложно. При этом начинающие специалисты могут довольно быстро и легко разгрузить ценных сотрудников, которые всегда в завале рабочих задач, и по-новому взглянуть на привычные вещи. Кажется, в этом сегодня нуждаются многие компании. Плюс это отличная возможность повысить лояльность подрастающего поколения к бренду работодателя и снизить разрыв между ожиданиями бизнеса относительно подготовки молодых специалистов и реальностью.
📌 По аналитике hh.ru. Спрос на соискателей в возрасте 14−18 лет в сентябре вырос на 17%, в октябре — на 26%, в первой половине ноября — на 16%, если сравнивать с прошлогодними показателями. Больше всего подрастающее поколение оказалось востребовано в розничной торговле, ИТ, HoReCa, услугах для бизнеса и складской логистике. С другой стороны, соискатели в возрасте 14−16 лет чаще всего ищут работу курьеров, промоутеров и кредитных специалистов.
Совет номер три — выстраивать сотрудничество с самозанятыми — со специалистами, которые не хотят или не могут находиться в штате, но готовы работать на проектной основе с разными работодателями. Опрос Службы исследований hh.ru показывает: за год доля компаний, практикующих такой формат взаимодействия с кандидатами, увеличилась почти на 20% — с 33% в 2021 году до 52% в текущем. При этом доля вакансий с временной занятостью в последние осенние месяцы составила всего 8,2% от общего числа всех предложений о работе на hh.ru.
Спрос и предложение на российском рынке труда
Подробно ситуацию на рынке труда мы разбирали в одном из ноябрьских материалов. Сейчас остановимся лишь на главных моментах.
Весной 2020 года произошло резкое падение числа вакансий — сказалось влияние COVID-19, а затем рынок быстро восстановился до уровня 2019 года и продолжил расти. С начала 2021 года усиливался дефицит людей — это хорошо видно на диаграмме, если обратить внимание на большой разрыв между вакансиями и резюме.
Весной рынок труда опять испытал шок, но всё так же быстро оправился после потрясения и вернулся к дисбалансу: вакансий много, а людей нет.
Наталья Данина, главный эксперт hh.ru по рынку труда, руководитель направления клиентской эффективности:
«На протяжении последних нескольких лет соискатели неактивно ищут работу — это один из парадоксов текущего состояния экономики. Что обычно происходит в кризис? Обвал вакансий и рост резюме. Кратковременное снижение в динамике вакансий было, но скачка резюме за ним не последовало. Есть две гипотезы. Первая — сказывается демографическая ситуация — в разы больше соискателей на рынке труда просто физически не может быть. Вторая история — люди ещё не отошли от стресса с COVID-19. Сейчас кандидаты уйдут в предновогоднюю перезагрузку, и мы будем наблюдать усиление дисбаланса уже в начале 2023 года».
Что важно — данные hh.ru по динамике вакансий очень схожи с теми, что представляет Росстат. Работодатели регулярно заявляют потребность в сотрудниках в органы службы занятости населения, на основании чего и формируется аналитика.
Уровень напряжённости на рынке труда в hh.ru определяется по hh.индексу. Он показывает, сколько активных резюме, созданных или обновлённых за последние 60 дней, приходится на одну вакансию. Например, весной 2020 года hh.индекс достиг 8,2 пункта, то есть на одно предложение о работе в среднем приходилось 8 кандидатов. Сейчас он остановился на отметке 5 пунктов. Нормой считается уровень конкуренции в 5−6 пунктов, показатель ниже говорит о дефиците людей, выше — об избытке.
Разумеется, ситуация в разных профессиональных группах и регионах разная. Например, hh.индекс традиционно выше в Москве и области (6,5 пункта), а также в Санкт-Петербурге и Ленобласти (6,4 пункта). Причина проста — в столичных городах больше рабочих мест, а значит — и соискателей.
В профессиональных сферах сложнее найти работу юристам (9,7 пункта), начинающим специалистам и студентам (7,2 пункта), представителям областей науки и образования (6,9 пункта), бухгалтерии и финансов (6,2 пункта). Чем ближе к синеворотничковым и массовым позициям, тем hh.индекс ниже. В профессиональных сферах консультирования, домашнего персонала, добычи сырья, рабочего персонала показатель меньше одного пункта. В строительстве и недвижимости, банковской, инвестиционной, медицинской и фармацевтической сферах, продажах и автобизнесе на одну вакансию приходится не больше 2 кандидатов. В ИТ ситуация чуть лучше — 3,9 резюме на одно предложение о работе.
По структуре вакансий на hh.ru очевидно, что 75% от всех предложений о работе в стране рассчитаны на привлечение рабочего персонала — «синих воротничков», а также линейных, массовых сотрудников. Ещё 15% вакансий опубликованы для «белых воротничков», и около 10% — для ИТ-специалистов.
С айтишниками складывается интересная ситуация: с каждым месяцем они размещают всё больше резюме, хотя вакансий в среднем по году на четверть меньше, чем в январе. При этом нельзя сказать, что нанимать ИТ-специалистов стало легче. Это небольшой рынок — порядка 1 миллиона человек (Росстат) по всей России, где по-прежнему сохраняется серьёзный дефицит кадров. Для сравнения: число продавцов составляет 6 миллионов (Росстат).
Привлекать «белых воротничков» работодателям всё-таки проще. И это несмотря на отрицательную динамику и вакансий, и резюме. Относительно показателей начала года активность соискателей в ноябре снизилась на 11%, работодателей — на 22%. В любой кризисной ситуации от представителей бэк-офиса компании избавляются первыми, а в хорошие годы быстро набирают снова. К счастью, судя по трендам, в текущих реалиях этого пока не произошло.
С представителями рабочих профессий всё однозначно — людей на рынке труда очень мало. Именно эта профессиональная группа пострадала во время частичной мобилизации сильнее всего. Соискатели мгновенно отреагировали на весенние события и разместили или обновили резюме на hh.ru, а потом вновь ушли «в подполье».
Обратная ситуация наблюдается в сфере продаж: кандидаты активно интересуются предложениями о работе — в ноябре соискатели обновили на 41% больше резюме, чем в начале года. Но даже при такой высокой активности уровень конкуренции остаётся критически низким — всего 1,7 резюме на одну вакансию. Всё потому, что спрос на рынке труда в этом сегменте значительно превышает предложение.
Немного о зарплатах
Ещё один парадокс современного рынка труда — на фоне экономического кризиса работодатели повышают зарплаты сотрудникам. По информации «Банка данных заработных плат», по итогам III квартала в сравнении с аналогичным кварталом прошлого года совокупный доход работников вырос на 6,4%. Это самый высокий показатель за последние три года, хотя он, разумеется, несопоставим с текущей инфляцией. Данным отчёта можно доверять, поскольку их предоставили реальные работодатели, заполнившие анкеты.
Общие выводы и возможные варианты развития ситуации
Возможный негативный эффект
❌ Сохранение и усиление турбулентного периода в экономике, ухудшение макроэкономических показателей, положения дел в компаниях и общего уровня жизни людей.
❌ Отражение сложностей в экономике на ситуации на рынке труда: падение спроса на рабочие ресурсы повлечёт снижение количества вакансий.
❌ Демографический кризис, взросление населения, недостаток мигрантов.
❌ Невозможность быстро возместить мобилизованных и уехавших на рынке труда.
❌ Сохранение дефицита людей рабочих специальностей и линейного персонала, как следствие — необходимость поднимать зарплаты в условиях ограниченных ресурсов. Подбор персонала не станет проще, а стоимость найма будет только расти.
❌ Возможные сложности с поиском и сменой работы у «белых воротничков».
Возможный позитивный эффект
❇️ Рост спроса на среднеспециальное образование у молодёжи на фоне востребованности представителей рабочих профессий и автоматизации отраслей: вместо ручной работы — станки с ЧПУ.
❇️ Развитие наставничества на производствах (в том числе в связи с санкциями), переквалификация «белых воротничков» в «синих».
❇️ Постепенный уход от всех видов дискриминации (пол, возраст) при найме сотрудников, развитие diversity-среды в компаниях, где есть работа и место для каждого.
❇️ Снижение текучести персонала — в изменчивых реалиях люди будут держаться за работу (особенно в сегменте беловоротничковых ролей).
❇️ Автоматизация всех этапов подбора и управления персоналом как залог роста эффективности бизнеса — это основной фокус в работе HR-подразделений сегодня.
↩ К другим статьям